фальсификация продуктов

Как нас обманывают

Что мы едим?    Как нас обманывают     Мясо     Рыба     Молоко и яйца     Овощи и фрукты      Крупы и макароны      Мучные изделия               Сладкие блюда и напитки

на Главную

               ∗            

Фальсификация продуктов питания в настоящее время достигла невероятных размеров. Подделывают всё, что пользуется спросом. Учитывая сложившуюся ситуацию на продовольственном рынке республики, государство сосредотачивает свои усилия по обеспечению безопасности и качества пищевой продукции в соответствии с законом РБ №217-3 от 26 июля 2002 года «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека». Согласно этому закону фальсифицированными продуктами являются продукты с умышленно измененным составом или с неполной и недостоверной информацией о них. При этом видами фальсификации являются:

  • ассортиментная – частичная или полная замена товара его сходным заменителем;
  • качественная — подделка продуктов с помощью добавок, не предусмотренных рецептурой;
  • количественная – недовес, обмер;
  • информационная – искажение сведений о товаре;
  • стоимостная – реализация низкокачественных продуктов по цене высококачественных или товаров меньших размерных характеристик по цене больших.

   Первые два вида фальсификации – ассортиментная и качественная, имеют свои специфические особенности для каждого вида подделываемого продукта и поэтому подробно описываются в соответствующих разделах – мясо, рыба и т.д.

  Примером ассортиментной фальсификации служит, например, замена одного сорта плодов или овощей другими, сливочного масла – маргарином, козьего молока – коровьем. А разновидностью качественной фальсификации может служить разбавление молока водой, пересортица, добавление в тесто при производстве хлебобулочных и кондитерских изделий низких сортов муки или синтетических добавок и др.

 Остальные три вида фальсификации – количественная, информационная и стоимостная имеют общий характер обмана для всех видов продуктов. Поэтому ограничимся лишь краткой их характеристикой.

фальсификация продуктов

 Количественная фальсификация осуществляется, как правило, на стадии производства – при фасовке товара, розливе напитков или на предприятиях торговли или общественного питания при отпуске пищевых продуктов потребителю. Например, при фасовке смешивают разные сорта сахара – рафинированного и нерафинированного, намораживают мясо, рыбу и др. продукты водой до обледенения, незаметно для покупателя используют магниты на весы при взвешивании продуктов, регулируют наклон весов в пользу продавца и т.д.

 Информационная фальсификация происходит, например, при завышении сорта муки, искажения состава и количества продукта, имитации продукта высокого качества с помощью привлекательной по внешнему виду упаковки, придающей неповторимый имидж товару. Используя такие упаковки при подделке ее содержимого, наносится материальный и моральный ущерб не только потребителю, но и предприятию-изготовителю, имеющему заслуженно высокую репутацию благодаря отличному качеству продукции.

 В качестве средств стоимостной фальсификации применяется реализация поддельных товаров по ценам, аналогичным для натурального продукта или по пониженным ценам. Самой распространенной фальсификацией является реализация поддельных товаров по ценам, превышающих цены на натуральные аналоги, что позволяет получать незаконную прибыль. В последнее время получило распространение обсчета покупателей на рынках путем психологического на него давления. Особенно часто при этом обманывают престарелых, больных, рассеянных покупателей, застенчивых подростков, состоятельных дам и господ. Продавец, как психолог, по внешнему виду, поведению покупателя видит, стоит его обмануть или нет. Обычно обсчет покупателя производят при покупке одновременно несколько изделий. Продавец энергично подбивает сумму на калькуляторе и называет вам завышенную сумму, причем это завышение может составлять значительную прибавку. В случае обнаружения обмана продавец сваливает вину на плохой калькулятор и искренне убеждает вас в своей «честности».

 В целях скорейшей реализации пищевых продуктов и получения прибыли, производители и продавцы используют любые возможные, и даже опасные способы сохранения их товарного вида и внешней свежести. Особенно, если это касается подпорченных продуктов. Эти продукты обычно не списывают: им просто придают товарный вид с помощью тех же пищевых добавок — отбеливают, ароматизируют, коптят жидким дымом и т.п. А то и просто продлевают сроки годности, заново их переупаковывая.

 По данным официальной статистики Торгово-промышленной палаты РФ доля фальшивой продукции в товарообороте продуктов питания составляет около 30%. В частности:

— объем масла и маргарина – 40-45%;

— рыбных и мясных консервов – 35-40%;

— алкогольной продукции – до 60%.

— в сосисках, согласно техническим условиям, замена мяса соевым белком, растительным и животным жиром, крахмалом и прочими отходами мясного производства (перемолотых в кашу кожи животных, субпродукты, нутряное сало) может достигать 50%.

  Приведем несколько примеров самых популярных способов обмана покупателей на рынках и в супермаркетах. Например, стухшую форель или семгу продавцы солят, обрабатывают жидким дымом, и она превращается в съедобную копченую рыбу, приобретает аппетитный товарный вид. Неприглядных кур отбеливают хлоркой, после чего с помощью шприца с водой им добавляют до полукилограмма веса и перед нами — куры высшего качества. На фарш обычно идут гнилые заветренные края, обрезанные со вчерашнего мяса. Для того, чтобы отбить неприятный запах, в него добавляют уксус и свиной жир. В супермаркетах также могут подсунуть некачественный товар, продлевая сроки его годности, Например, просроченную колбасу и мясные деликатесы пускают в нарезку, которую упаковывают и ставят на этикетку дату упаковки.

фальсификация продуктов
Психологическое давление картинного изобилия без гарантии качества

  Существует также много чисто психологических хитростей по размещению товаров на полках магазинов с той целью, чтобы покупатель отбирал в корзину совершенно не нужные ему на данный момент или в большом количестве продукты. Поэтому в продовольственные магазины лучше ходить на сытый желудок и заранее составлять список необходимых продуктов.

  С целью освобождения продовольственного рынка от фальсифицированной и некачественной продукции существуют системы государственного и промышленного контроля: отделы по защите прав потребителей в администрации районов, санэпидстанции и организации, контролирующие торговые объекты, в которые следует обращаться, если вас обманули. В целях избежания недоразумений надо обязательно сохранять чек за купленный товар. Кроме того, после расчета в кассе следует проверить пробитые в чеке цены и суммы за купленные продукты и их количество. В случае отравления от употребления испорченного продукта и, в связи с этим, лечения в больнице, покупатель, обратившись с исковым заявлением в суд, вправе потребовать не только возврата денег за товар и лечение, но и компенсацию материального ущерба.

               ∗